• +7 (4812) 38-95-44
  • smolcnti@mail.ru
  • 214013, г.Смоленск, ул.Кирова, 22 «Б»
 

16.08.2018

«ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»


16 августа 2018 года в Смоленском ЦНТИ состоялся семинар «ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

Ведущий семинара Орешкова Ольга Александровна - специалист-эксперт в сфере закупок

На данный момент Закон №261-ФЗ, согласно которому должны реализовываться проекты и мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности в бюджетных организациях посредством выполнения энергосервисных контрактов, действует почти 10 лет.

Однако, практика прошедших лет показывает, что на деле не более 10 регионов Российской Федерации используют механизм обновления инфраструктуры объектов бюджетных организаций, организаций с участием государства, регулируемых организаций, а также организаций жилищно-коммунального комплекса, при помощи реализации энергосервисных договоров (контрактов).

Орешкова Ольга Александровна

В Минэкономразвития считают, что такой слабый уровень развития энергосервиса связан с тем, что сам по себе механизм запуска энергосервисного договора (контракта) для бюджетных организаций достаточно сложен. Кроме того, данный процесс связан с необходимостью предварительно проводить значительный объем аналитических и проектных работ для определения экономической целесообразности и поиска технологических решений для должной реализации энергосервисного контракта.

Сложившаяся практика показала, что на данный момент, энергосервисные договоры (контракты), заключаются зачастую не по инициативе организаций, в помощь которым создан этот механизм энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а по предложению, направляемому непосредственно энергосервисными компаниями.

«При этом в рамках существующей системы заключения энергосервисных договоров (контрактов) через проведение конкурса (аукциона) у энергосервисных компаний, которые в настоящее время в инициативном порядке берут на себя как образовательную функцию (разъясняют как работает механизм энергосервисного договора (контракта) и по сути администрируют процесс объявления конкурсов (аукционов)), так и все проектирование и разработку технологических решений, увеличиваются риски вложений в указанные мероприятия, так как при объявлении конкурса потенциальные конкуренты, которые не имели предварительных вложений, находятся в заведомо более выгодной позиции», - поясняют в Министерстве.

Сложившаяся практика негативно влияет на весь процесс «от а до я», так как создается риск появления различных манипуляций с требованиями в конкурсной документации о проведении конкурса или аукциона, в результате чего выбранные технологические решения могут оказаться невыгодными. Кроме прочего, возрастает риск ограничения конкуренции в результате различных злоупотреблений при принятии решений.

Проблемное поле семинара

Энергосервисный контракт в рамках 44-ФЗ

  • Анализ современной нормативно-правовой базы в сфере энергосервисных контрактов: федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (статья 108), содержание понятий энергосбережения и энергетической эффективности (ст. 2 ФЗ № 261-ФЗ), требования энергетической эффективности, правила определения класса энергетической эффективности, мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, межгосударственный стандарт ГОСТ 31531-2012 - “Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования”
  • Особенности заключения энергосервисных контрактов (Постановление Правительства РФ от 01.10.2013 г. № 859)
  • Энергосервисный договор (контракт): цель, содержание и условия энергосервисного договора (контракта), меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, форма энергосервисного договора, цена (особенности определения начальной цены лота), оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта
  • Государственный контроль и надзор за проведением обязательного энергетического обследования.
  • Ответственность за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
  • Практика и примеры эффективности энергосервисных контрактов.

Обзор нарушений действующего закупочного законодательства, допускаемых заказчиками на различных этапах закупочного процесса, влекущих административную и гражданско-правовую ответственность:

  • риски заказчиков, связанные с формированием процедурной документации;
  • требования к участникам закупки, условия дискриминации допуска, ограничения статуса хозяйствующих субъектов;
  • спорные основания для отклонения заявки участника.
  • требования к порядку приемки, описание и регламентация порядка приемки, правила предъявления претензий заказчиком к качеству, количеству товаров (работ, услуг);
  • формирование комиссии на этапе приемки товаров (работ, услуг): виды, полномочия и документальное оформление работы комиссии;
  • правовое положение и статус эксперта;
  • оформление заказчиком результатов исполнения контракта: правила и порядок документирования результатов.

В работе семинара проняли участие:

Руководители и специалисты органов власти, бюджетных, казенных, автономных учреждений, унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, отвечающих за осуществление закупок, члены Комиссий заказчика, работники контрактной службы (контрактные управляющие), отделов закупок, руководители компаний, руководители и специалисты тендерных отделов, руководители юридических отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков, исполнителей).